12 лет в IT, последние 10 лет занимаюсь развитием digital продакшена для ecom.
Пишу в телеграмм | vc | habr. Для связи tg или fb

Участие в тендерах: инсайды и практические советы

Готовится большой материал про наш опыт участия в тендерах, включая практические кейсы и лайфхаки. А пока делюсь ключевыми наблюдениями для тех, кто только начинает работать с тендерами.

Изначально планировал выделить топ-5 факторов, затем список расширился до 10, а в итоге получилось более 20 важных пунктов.

Итак, если вы молодой, горячий, строите молодое динамично развивающееся агентство и решили участвовать в тендерах, обратите внимание на следующие моменты:

Базовые принципы:

  1. 80% тендеров — это формальная фиксация уже достигнутых договоренностей
  2. Начинайте с коммерческих тендеров, пропускайте 44-ФЗ и 223-ФЗ на первых порах
  3. Цикл принятия решений очень длинный — ведите сделки в CRM
  4. Почти любой лид — это явный или неявный коммерческий тендер
  5. Идти в тендер без предварительных договоренностей — рисково
  6. Нанять тендерного специалиста и надеяться, что он сделает всё за вас — не сработает.
  7. Аутсорсинг подбора или участия в тендерах редко бывает эффективным

 

Признаки тендера где победитель есть:

  1. В любой закупке есть критерий по опыту — чем конкретнее спрашивают, тем вероятнее что победитель уже есть
  2. Указан опыт работы с конкретной компанией, которая организует тендер — сразу мимо
  3. Критерии вроде экологических норм на разработку — победитель уже есть
  4. Критерий наличия сертификата, который выдается платно или он особенный — это либо заработок на сертификатах, либо победитель уже есть
  5. Если заказчик не идет на ВКС — победитель уже есть
  6. Если на ВКС есть расплывчатые формулировки, мало конкретики — победитель уже есть
  7. Если в НМЦ 3 цены с одинаковым отступом (100/150/200) — исполнитель есть

 

Что важно учитывать:

  1. Смотрите все критерии, даже если кажется, что у вас выгодная цена
  2. Отраслевые рейтинги — нормальный критерий, если не указано конкретное место
  3. Используйте ПО для агрегации тендеров
  4. Изучите выступления экспертов: Моризо, Экстила, Артвела, Раменского
  5. Лучше пропускать тендеры, где ценовой критерий более 50% — ИП вам не победить
  6. Подготовьте стандартный пакет документов для подачи (включая презентацию)
  7. Будьте готовы к низкой конверсии в сделку
  8. Определите минимальный размер тендера, в который пойдете
  9. Считайте затраты на тендер (аналитика, дизайн и прочее)
  10. Тендерное задание можно использовать в портфолио
  11. Аукционы лучше пропускать — ИП вам не победить
  12. Есть много закрытых площадок с тендерами, куда надо попасть
  13. НДС в цене важен — по году это могут быть сотни тысяч или миллионы рублей
  14. На большую часть коммерческих тендеров не выкладываются результаты
  15. Коммерческие и полукоммерческие тендеры — полукоммерческий например воркспейс

 

Если организуете тендер под себя:

  1. Вводите неценовые критерии и лучше больше
  2. Лучше включать оценку дизайн-концепции, которая оценивается субъективно

 

Стоит ли игра свеч? У нас было несколько кейсов, когда мы побеждали даже в ситуациях с предопределенным победителем. Шансы есть всегда, но важно грамотно оценивать риски и свои возможности.