12 лет в IT, последние 10 лет занимаюсь развитием digital продакшена для ecom.
Пишу в телеграмм | vc | habr. Для связи tg или fb

Методы проведения собеседования: как получить максимум пользы даже от неудачных встреч

Я часто участвую в технической части собеседований. За прошедший год таких встреч у меня было больше ста. Предвосхищая вопрос, зачем? Нравиться, об этом чуть ниже.

Нередко слышал, читал рекомендации от HR и HRD: если кандидат явно не подходит, стоит сразу завершить собеседование, не тратя время, ни его, ни свое. Лучше честно сказать правду, чем затягивать казнь и мучительный процесс.

Этот подход понятен, но я придерживаюсь другой стратегии. Для себя я решил доводить каждое собеседование до конца — и вот почему.

Я искренне люблю знакомиться с новыми людьми. Пусть это происходит в такой специфической/странной форме, как собеседование, но это всё равно ценный опыт общения.
Если ещё в начале или середине собеседования становится ясно, что кандидат не наш, я сворачиваю техническую часть и перехожу к «продаже».

Как извлечь максимум пользы из собеседования?

Конечно же, себя. Я стараюсь максимально подробно рассказать о нашей компании:

  1. какие кейсы мы решаем
  2. в чём наша ценность для клиентов
  3. как устроены наши процессы и с кем мы работаем
  4. какая у нас команда

В целом можно рассказывать почти все что угодно, проверить это сложно. Конечно лучше придерживаться правды, рассказывать как космические корабли бороздят просторы наверное не стоит как и то что вместо дизайнеров у вас нейросети.

Почему важно рассказывать о компании даже неподходящим кандидатам?

Кандидат в будущем может занять позицию, где будет принимать решения. Возможно, он станет менеджером продукта или проекта и примеряет на себя роль заказчиком. И когда ему понадобится решить задачу в нашей сфере, есть шанс, что он вспомнит это собеседование, нашу открытость, про космос, коробки и обратится к нам.

Обмен опытом на собеседовании: как найти скрытые инсайты

После завершения технических вопросов и «продажного спича» можно дополнительно погрузиться в опыт кандидата, там иногда бывают бриллианты. Какие технологии использовались в прошлых кампаниях, как были устроены процессы, над какими проектами он работал, какой был стек и почему.

Часто это просто полезный обмен информацией, но иногда можно узнать интересные детали, которые можно внедрить у себя. Нередко кандидаты работали в компаниях партнерах, конкурентах можно добыть немного внутренней кухни.

Резюме: собеседование как долгосрочная инвестиция

Даже если сейчас собеседование не привело к найму, вы работаете на долгосрочные отношения. Такие беседы формируют доверие, и это может принести вам дивиденды в будущем. Плюс имеет шанс получить дополнительную ценную информацию.

Классически, в конце беседы, даже если кандидат нам не подходит, важно честно и деликатно рассказать о причинах. При этом можно посоветовать литературу, курсы или навыки, которые стоит подтянуть. Сделай собеседование дружеской беседой.

  1. Если кандидат не подходит, не завершайте собеседование преждевременно. Используйте это время для рассказа о компании и налаживания связей.
  2. Задавайте открытые вопросы, чтобы кандидат говорил больше, чем вы.
  3. Больше слушайте: это позволит не только оценить собеседника, но и извлечь ценную информацию.

Раз уж время уже выделено, почему бы не сделать из собеседования полезную инвестицию в будущее?