12 лет в IT, последние 10 лет занимаюсь развитием digital продакшена для ecom.
Пишу в телеграмм | vc | habr. Для связи tg или fb

Тренды в e-commerce и B2B на 2025 год: что изменилось и какие технологии стоит учитывать

Изначально я хотел написать про тренды в e-commerce на 2024 год. Но треть 2025-го уже пролетела, и стало интересно: куда в реальности повернули эти тренды? Что изменилось?

Периодически нужно держать руку на пульсе, чтобы вовремя внедрять новые фишки и находки. После разбора зарубежных источников стало ясно: тренды за последние годы почти не поменялись.

Что происходит с трендами в e-commerce 

Все как было, так и осталось.

  • Искусственный интеллект продолжает «обещать изменить всё», но пока без революций.
  • Дополненная реальность вроде бы рядом, но массового прорыва нет.
  • Социальная коммерция мелькает в прогнозах, но глобального взлета тоже не видно.
  • Омниканальность активно развивается: кто не строит мост между онлайном и оффлайном — тот проигрывает.
  • Мобильный шопинг на коне: смартфон давно стал главной торговой площадкой.
  • Маркетплейсы, вопреки ожиданиям, начинают терять темпы: пользователи ищут новые пути.

В общем, e-commerce тренды сдвинулись чуть-чуть, но в целом остались на месте. Смотреть туда стало скучно.

А вот в B2B-коммерции начинается движ 

Вместо предсказаний трендов — решил провести мини-исследование: что реально происходит в B2B по материалам пяти западных и нескольких российских источников.

Что пишут на Западе (где якобы «впереди планеты всей»)?
Из 40+ перечисленных пунктов на разных сайтах чаще всего встречались:

  • Рост влияния ИИ для гиперперсонализации и прогнозов.
  • Видео-контент в B2B: короткие, точечные ролики о продуктах и выгодах.
  • Микроконтент для «точечного попадания» в клиента.
  • Социальные сети для персонализированного общения.
  • Сокращение количества «сырого» AI-контента — упор на работу в паре человек + ИИ.
  • Развитие частных сообществ клиентов и партнеров.
  • Использование данных о намерениях для продажи/покупки.

Российские тренды похожи, но более сдержанные. Акцент на развитие клиентского опыта, удобство платформ, осторожное внедрение AR/VR и работу с данными.

Наш реальный опыт: как B2B запускается в проектах 

По нашему опыту в студии, B2B-проекты обычно запускаются в двух сценариях:
Либо «быстро, чтобы было и работало» — и тогда про UX/UI помнят постольку-поскольку, либо решение уже существует и новый запуск идет по всем канонам проектирования: проработанный UX, полноценный UI, полное погружение в задачи пользователей.

Интерфейсы, конечно, важны, но далеко не всегда это приоритет на старте. Часто в B2B выигрывает тот, кто просто быстрее решит проблему клиента.

Мои выводы 

Не стоит бежать за трендами с горящей головой. Тренды нужно знать, но не превращать их в самоцель. Рабочий продукт с реальной ценностью всегда важнее модной фишки.

UX становится всё важнее в B2B. Люди привыкли к удобным решениям в B2C, и теперь этого же ждут от B2B-платформ. Удобство перестало быть «опцией» — это базовое требование.

Мобильные решения плотно входят в B2B. Рабочие процессы переносятся в смартфоны. Мобильный доступ — это уже не бонус, а стандарт.

Омниканальность в B2B — новая реальность. Клиенты клиентов хотят получать единый опыт: онлайн, офлайн, поддержка, мобильное приложение — всё должно работать как одна система.
С AI нужно быть аккуратнее. Искусственный интеллект — полезный инструмент, но не магическая палочка. Его стоит внедрять точечно: на отдельные задачи, где он реально повышает эффективность, а не ради «чекбокса трендовости».

Итог 

Глобальных сдвигов в трендах нет, но клиенты становятся требовательнее. Кто умеет быстро адаптироваться под их ожидания — тот выигрывает.
Не хайповать, а делать удобные, эффективные продукты — вот что действительно важно в 2025 году.